Слайд 3 Слайд 4 Слайд 1 Слайд 2

 

Мазурка.

Мазурка.
 
 
Мазурка! Этим звонким, весёлым словом называется старинный бальный танец родом из Польши. Жители Мазовии (одной из областей Польши) — мазуры — сложили народный танец мазур. А от него произошла бальная мазурка. Её танцуют горделиво, задорно, даже порой с лихой удалью, но и вместе с тем элегантно, изящно, легко.
 
Музыкальный размер мазурки трёхдольный, темп подвижный, ритм чёткий. Основное движение танца, па мазурки — маленький подскок со скольжением вперёд. Кавалеры ещё выполняют «голубцы» — небольшие прыжки с ударами ног в воздухе, чётко пристукивают каблуками. (Офицеры при этом звенели шпорами!) Дамы выполняют лёгкий, плавный, скользящий, стремительный бег. Иногда кавалер преклоняет колено перед дамой, а она быстро и грациозно обегает вокруг него. Танцующие неизменно сохраняют горделивые позы — великолепную осанку, чуть приподнятую голову, немного отклонённый назад корпус. Движения рук — смелы, уверенны и изящны. Мазурка — это всегда танец «с огоньком». 
 
В начале 19 века мазурка из Польши попала в Россию, где стала очень популярна. Её могли танцевать на балах по целому часу! Обычно мазурка завершала первую часть бала, после которой гостей приглашали к ужину. Иногда она была последним танцем всего бала, после которого довольные и утомлённые танцами гости разъезжались по домам.
 
О большом увлечении русских людей мазуркой писали Александр Сергеевич Пушкин и Лев Николаевич Толстой. Танцевать мазурку было интересно, потому что во время танца можно было составлять самые разнообразные фигуры — круги, кресты, линии, цепочки. Можно было сходиться и расходиться, менять партнёра, немного разговаривать. Далеко не всякий танец тех времён допускал такую свободу!
 
Из России мазурка отправилась в Париж, где её одно время даже называли «русский вальс», а потом распространилась по всей Европе, где мазурку с удовольствием танцевали на протяжении всего 19 столетия. Появились и разновидности танца — вальс-мазурка, полька-мазурка.
 
В театрах мазурку можно увидеть в опере Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и в балете Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро».