Слайд 3 Слайд 4 Слайд 1 Слайд 2

 

Роль классической музыки в становлении личности ребенка.

Роль классической музыки в становлении личности ребенка.

Баташева Вера Вячеславовна,

музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №114»
г. Чебоксары
 
 
 
 
 
 
Роль классической музыки в становлении личности ребенка

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…». Эти слова крупнейшего композитора Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и поэтому значение его встречи с классической музыкой трудно переоценить. Музыка способствует становлению познавательной и нравственной сфер. Ребенок делается более восприимчивым к красоте и в искусстве и в жизни.

Как же музыка влияет на психо-эмоциональное состояние ребенка?

 Большое количество медицинских и психологических исследований подтверждают положительное воздействие музыки, которая влияет на кровообращение, на функцию дыхания, на работу мозга и взаимодействие полушарий, а, значит, на умственную работоспособность, психомоторику, речь, снимает уровень тревожности. Музыка  совершенствует мышление, развивает  эмоциональную сферу; ребенок, слыша классическую музыку, становится спокойнее, отзывчивее.

Но наши дети в основном слышат современную музыку, которая культивируется средствами массовой информации. Ее ритмы,  сильная громкость, сверхвысотные и сверхнизкие частоты оказывают отрицательное воздействие на  слух, нервную систему, эмоциональное состояние детей.

Во многих семьях, малыши, слышат преимущественно развлекательную музыку, а классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей и даже педагогов. Но, так как  в дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились стереотипы вкусов, мышления, очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей.

В ДОУ дети должны не только приобщаться к  практическим музыкальным умениям, в том числе и слушанию музыки, но и получать необходимые знания о музыке, интересные сведения о жизни и творчестве выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а также наиболее ярких особенностях музыкальных произведений, предлагаемых дошкольникам для слушания.

          Для приобщения детей к классической музыке я использую традиционные
методы и приемы музыкального воспитания. Каждый из трех основных методов: наглядный, словесный и практический я применяю с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Применяла метод поли­сенсорных ассоциаций (цветовое уподобление).
          Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, портретов композиторов, репродукций картин, наглядных пособий, презентаций, видеоматериа­лов). Этот метод я использую, чтобы усилить впечатление детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проил­люстрировать незнакомые явления или образы.

Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, ее авторе, истории создания, разъяснения, краткий рассказ, использование произ­ведений художественной литературы).

Значение словесного метода в музыкальном восприятии также велико как и наглядно-слухового. Восприятие музыки во многом зависит от установки педагога перед слушанием. Необходимо увлечь, заинтересовать детей рассказом о музыкальном произведении, не упрощая его содержания. Большое значение имеет тон речи. Беседуя с детьми, даю сведения о музыке, как о виде искусства, жанровой принадлежности исполняемого произведения, истории создания. Выбираю сведения доступные детскому восприятию. Конечно, уделяю особое внимание осознанию тех чувств и настроений, которые выразил композитор.

Для развития «словаря эмоций» использую игровой прием «Копилка музыкальных терминов». Есть два варианта этого приема: дети подтверждают или опровергают мнение музыкального руководителя о прослушанном произведении. Если определение верное, то дети повторяют его хором. Если дети ошибаются, то мы тут же проводим обсуждение термина и делаем вывод.

Также использую в работе и практический метод (передача детьми характера музыки в дви­жениях, оркестровке, рисунках).

Дви­жения могут помочь и при осознании формы музыкального произведения: одинаковое построение — одинаковые движения. Оркестровка музыкально­го произведения помогает раскрыть выразительные особенности тембра, его изобразительные возможности. Я предлагаю выбрать детский музы­кальный инструмент, тембр которого соответствует образу. С помощью ор­кестровки дети лучше понимают форму музыкального произведения, его структуру, дети выступают в роли композитора и исполнителя. Всегда об­ращаю внимание детей на то, что звучание инструментов должно украшать музыку, а не заглушать ее.

В работе с детьми учитываю их общее и музыкальное развитие, ста­раюсь найти подход к каждому ребенку. Использую задания и вопросы раз­личной степени сложности. Побуждаю детей с менее развитым восприятием включаться в процесс обсуждения, исполнения музыки. Хва­лю за каждое достижение.

Постоянно работая в этом направлении, я заметила, что дети становятся более открытыми, музыкальными, у них формируются определённые знания, умения и навыки, связанные с восприятием классической музыки развитием эмоционально-чувственной сферы.

Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время непосредственно организованной музыкальной деятельности, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время утренней гимнастики и т.д. Музыка может окружать ребенка почти постоянно, не ограничиваясь рамками специально организованных форм.

Классическая музыка нами используется в течение всего дня, она может быть как фон во время приема детей, а также во время занятий, что способствует увеличению эмоционального состояния. Классическая  музыка может звучать и во время пробуждения детей. Во время звучания музыки, дети делают гимнастику пробуждения, это способствует нормализации сердечно - сосудистой деятельности, а также эмоциональному настрою. В нашей повседневной работе мы используем подборку классической музыки Радыновой О.П., а также подборку музыкальных произведений из программы  «Ладушки» по прослушиванию музыки для детей дошкольного возраста.

Предлагаю вам примерный список музыкальных произведений, которые могут звучать в ходе организации педагогического процесса в младшей и средней группах (Приложение№1) и в старшей и подготовительной группах детского сада (Приложение№2).

Особенности музыкального искусства позволяют использовать его для развития всех психических процессов, в первую очередь, конечно, - творческого воображения и мышления дошкольника. Яркие музыкальные образы стимулируют фантазию ребенка.

Интересная, разнообразная по характеру классическая музыка, звучащая не только во время ООД, но и в повседневной жизни детского сада, обогащает жизнь детей, приносит им радость, создает хорошее настроение.

Музыка – «самое эмоциональное искусство» (Д.Б.Кабалевский), ее воздействие на формирование личности огромно.

Приложение №1

Рекомендуемые классические музыкальные произведения для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Утренний прием детей.

«Шутка» И. Баха, «Утреннее настроение» (из сюиты «Пер Гюнт») Э. Грига, «Шуточная» А. Лядова, «Утро» С. Прокофьева, «Тарантелла», «Марш» В. Гаврилина.

Утренняя зарядка.

«Королевский марш льва» К. Сен-Санса, «Танец маленьких лебедей», «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Вальс», «Марш» В. Гаврилина, «Полька» С. Майкапара, «Вальс-шутка» Д. Шостаковича, «Смелый наездник» Р. Шумана.

Подготовка к прогулке, одевание на прогулку.

«Прогулка» (их цикла «Картинки с выставки) М. Мусоргского, «На велосипеде» А. Гречанинова, «Веселая прогулка» А. Филиппенко.

Тихий час.

«Колыбельная» А. Гречанинова, «Нянина сказка» П. Чайковского, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна, «Колыбельная песенка» Г. Свиридова, «Колыбельная» М.

Игровая деятельность.

«Кукольный кэк-уок» К. Дебюсси, «Маленькая сказка» А Гречанинова, «Игра в солдатиков» В. Ребикова, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Куры и петухи» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов М. Мусоргского, «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева.

Изобразительная деятельность.

К.Сен-Санс цикл «Карнавал животных», П. Чайковский «Детский альбом», цикл «Времена года» (избранные произведения), С. Майкапар «Бирюльки» (избранные произведения), А. Вивальди цикл «Времена года» (избранные части произведений), Э. Григ «Ручеек», «Летний вечер».

Экологически ориентированная деятельность.

«В поле» А. Гречанинова, «Грустный дождик» Д. Кабалевского,  цикл «Времена года» П. Чайковского, цикл «Времена года» А. Вивальди, «Эхо в горах» С. Майкапара, «Расскажи, мотылек», «Кукушка» А.Аренского, «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, «Зимнее утро» П.И.Чайковского,  «Осень» Ц.Кюи, «Сорока», «Петушок»  А. Лядова, «Зайчик»  М. Старокадомского, «Марш зайчат» А. Жилинского.

Коммуникативная деятельность.

«Скучный рассказ» А. Гречанинова, «Нянина сказка» А. Гречанинова, «Ласковая просьба» Г. Свиридова.

Трудовая деятельность.

«Лентяй» Д. Кабалевского, «Тяжелая работа» А. Гречанинова.

Социализация.

«В разлуке», «Недовольство» А. Гречанинова, «Злюка», «Печальная история», «Упрямый братишка» Д. Кабалевского, «Смелый наездник», «Полное удовольствие», «Страхи» Р. Шумана, «Болезнь куклы» П. Чайковского, «Упрямец» С. Прокофьева, «Котик заболел», «Котик выздоровел» А. Гречанинова.

Приложение№2

Рекомендуемые классические музыкальные произведения для детей старшего дошкольного возраста

Утренний прием детей.

«Зимнее утро» П.И. Чайковского, «Пробуждение» Г. Форе, «Шутка» И. Баха, «Утренняя молитва» Ф. Шуберта, «Утреннее настроение» (из сюиты «Пер Гюнт») Э. Грига, «Шуточная» А. Лядова, «Утро» С. Прокофьева, «Тарантелла», «Марш» В. Гаврилина.

Утренняя зарядка

 «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева, «Королевский марш льва» К. Сен-Санса, «Танец маленьких лебедей», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», П. Чайковского, «Вальс», «Марш» В. Гаврилина, «Полька» С. Майкапара, «Вальс-шутка» Д. Шостаковича, «Смелый наездник» Р. Шумана, «Марш» (из оперы «Аида») Дж. Верди.

Подготовка к прогулке, одевание на прогулку.

«Прогулка» (их цикла «Картинки с выставки) М. Мусоргского, «На велосипеде» А. Гречанинова, «Веселая прогулка» В. Гаврилина, «Облака плывут» С. Майкапара.

Тихий час.

«Колыбельная» А. Гречанинова, «Нянина сказка» П. Чайковского, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна, «Колыбельная песенка» Г. Свиридова, «Колыбельная» А. Лядова, «Колыбельная» (из оперы «Садко») Н. Римского-Корсакова.

Игровая деятельность.

Д.Шостакович танцевальная сюита «Танцы кукол», «Кукольный кэк-уок» К. Дебюсси, «Маленькая сказка» А Гречанинова, «Игра в солдатиков» В. Ребикова, «Клоуны» Д. Кабалевский, «Куры и петухи» К. Сен-Санс, «Балет невылупившихся птенцов М. Мусоргского, «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева.

Изобразительная деятельность.

Сен-Санс цикл «Карнавал животных», П. Чайковский «Детский альбом», цикл «Времена года» (избранные произведения), С. Майкапар «Бирюльки» (избранные произведения), А. Вивальди цикл «Времена года» (избранные части произведений), Э. Григ «Ручеек», «Летний вечер», «Весной», Ц. Кюи «Зима», «Осенью», С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами».

Экологически ориентированная деятельность.

П. Чайковский цикл «Времена года» А. Вивальди цикл «Времена года», С. Прокофьев сюита «Петя и Волк», «Утро», «Вечер», К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных», И. С.Бах Воздух из сюиты №3, К. Дебюсси «Море», «Туманы», «Мертвые листья», «Вереск», А. Аренский «Птичка летает».

Коммуникативная деятельность.

«Тревожная минута», «Раздумье» С. Майкапара, «Скучный рассказ» А. Гречанинова, «Нянина сказка» А. Гречанинова, «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Весело – грустно» Л. Бетховена,

Трудовая деятельность.

«Лентяй» Д. Кабалевский, «Тяжелая работа» А. Гречанинова, «Пастушок» С. Майкапара.

Социализация.

«Слеза» М.П.Мусоргского, «Тревожная минута», «Раздумье» С. Майкапара, «Порыв», «Страхи» Р. Шумана, «Ноктюрн» П.И.Чайковского, «В разлуке», «Недовольство», «Материнские ласки» А. Гречанинова, «Злюка», «Печальная история», «Упрямый братишка» Д. Кабалевского, «Порыв», «Смелый наездник» Р. Шумана, «Полное удовольствие», «Болезнь куклы» П. Чайковского, «Упрямец» С. Прокофьева, «Котик заболел», «Котик выздоровел» А. Гречанинова, «Разлука» М. Глинки.

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ