Слайд 3 Слайд 4 Слайд 1 Слайд 2

 

Значимость танцевальной культуры детских творческих коллективов в фестивалях и конкурсах.

Значимость танцевальной культуры детских творческих коллективов в фестивалях и конкурсах.

Мансурова Диляра Камилжоновна,

преподаватель хореографии
МАУДО "Детская школа искусств"
г. Набережные Челны
 
 
 
 
 
 
Значимость танцевальной культуры детских творческих коллективов
в фестивалях и конкурсах.

Развитие детского творчества – одно из важнейших направлений работы с молодым поколением. Оно позволяет не только сформировать целый ряд навыков и способностей юного человека, но и задать определенный культурный уровень его сознания, заложить основы мировоззрения. При этом развитие детского творчества представляет достаточно сложную проблему, поскольку требует складывания вокруг ребенка благотворной среды, в которой он может не только порождать, но и представлять результаты, оттачивать свое мастерство, получая конструктивную критику. В решении этой комплексной задачи становится актуальным проведение больших и малых фестивалей творчества и конкурсов исполнительских искусств, среди детей и подростков по всей территории России и за рубежом. В последние десятилетия они прочно вошли в повседневный обиход современной художественной жизни нашей страны, что актуализировало формирование новых моделей их проведения, финансирования, механизмов взаимодействия с органами управления культурой, образования, потенциальными спонсорами и средствами массовой информации. Широкий спектр проводимых в России фестивалей, свидетельствует о востребованности и перспективности их развития, поскольку проблема развития творческого потенциала личности ребенка неизменно остаётся одной из самых перспективных в педагогике и психологии. Ценностными приоритетами системы дополнительного образования детей и подростков являются поддержка и развитие детского творчества, саморазвитие личности, создание условий для сотворчества. В этом процессе, участие в фестивалях, играет важную роль. Фестивали - одна из самых популярных в мире форм культурно – массовых мероприятий. «Фестиваль — широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств».[5]

Детские фестивали творчества являются комплексным походом к вопросам социального развития детей средствами искусства. Каждое из видов искусств (музыка, театр, хореография, изобразительное и прикладное творчество) занимает отдельную нишу, так как  развивает различные стороны личности, но именно симбиоз всех видов творчества является максимально благоприятным в процессе её развития. Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения. Сама форма организации фестиваля, его цели способствуют: выявлению молодых талантов, поддержка их творческих идей; развитию креативных способностей, речевой культуры и приобретения опыта публичных выступлений; развитию межнациональных и межрегиональных связей в области художественного творчества детей и подростков, в том числе творческих контактов специалистов в сфере творческой деятельности; сохранению фольклорных традиций, содействию культурной деятельности детей и подростков в области народного танца, музыки и пения; воспитанию любви к искусству, чувства патриотизма, толерантности, уважения и бережного отношения к национальной культуре и культурно-историческому наследию мира; пропаганде здорового образа жизни и мысли. Проведение фестивалей творчества обеспечивает укрепление интеллектуального потенциала молодежи через раннее вовлечение детей и подростков в фестивальное движение и создании им условий для реализации своих способностей на всех уровнях культуры и образования, последующего включения в интеллектуальную жизнь города, области, региона, страны в целом. Фестиваль творчества детей и подростков рассматривается, как особая форма социально-культурной деятельности, направленной на освоение социокультурного опыта человечества, способствует самоопределению ребенка, на выбор личностно значимых ценностных ориентиров, на изменение отношения каждого участника фестиваля к собственным результатам, на достижения детьми и подростками социальной компетентности, способности к самоанализу и разносторонней самореализации. Общение это мощный фактор адаптации личности, т. к. оно задействовано в формировании норм поведения. Общение может выступать как функция коллективных форм деятельности, среди которых ключевое место занимает формирование культуры общества. Это создает объективные предпосылки для установления личных контактов и связей людей.

Следовательно, межличностное общение подразумевает в качестве духовной основы единство взглядов, интересов, запросов и целей [6]. Фестиваль творчества детей и подростков, располагающий огромным числом методов представляет собой культурно-педагогическую среду воспитания. Технология воспитания гражданственности и толерантности, в свою очередь, выдвигает необходимость приобщения детей и подростков к культуре своего отечества посредством изучения репертуара, стилистики жанрового многообразия форм самодеятельного художественного творчества, совершенствование исполнительских навыков и формирование устойчивого интереса к народной культуре на основе самодеятельной активности. Это возможно только  в том случае, если существуют каналы трансляции этой культуры. Дети должны быть включены в культуру своего народа, но также должно быть пространство, где эта культура живет, участникам творческих коллективов важно демонстрировать свою культуру, быть причастным к ней, а также познавать культуру других народов. Важнейшая задача современной педагогики - умножение духовного потенциала подрастающего поколения, формирование его интеллектуальной нравственной, эстетической культуры через глубокий интерес к прогрессивному прошлому своего народа, к духовным ценностям национальностей, отечественной и мировой культуры. Современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, возможностью личностного самовыражения и самореализации. Для них такое мероприятие является замечательным стимулом для дальнейшего творческого, культурного и психологического развития. У них появляется возможность общаться с представителями разных народов, городов и стран, узнавать новое и ранее неизведанное, через общение с другими людьми. Они начинают видеть мир через призму искусства, что повышает их культурный уровень. Современное общество в условиях нарастающего дефицита духовности особенно заинтересовано в сохранении и передаче духовных ценностей будущим поколениям. Именно поэтому дети должны развиваться через освоение культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать. Как известно, у детей самовыражение ярко проявляется в танцевальной деятельности, что позволяет использовать этот вид творческой деятельности как средство развития творческой активности. По самой сути танец имеет способность объединять людей, превращая их как бы в единый организм, слитый в одном чувстве и действии. Эта удивительная способность танца, может служить помощью в создании сообщества детей-единомышленников, увлеченных процессом совместного коллективного и индивидуального творчества, в котором решается проблема социализации ребёнка, формирования творческой личности, способной к самостоятельному и неординарному мышлению и самовыражению не только в хореографии, но и вне неё. Хореографически коллектив –  социум, где каждый ребёнок черпает и проявляет свои отношения, будучи объектом и субъектом развития, в процессе его активного взаимодействия с миром.

Наряду с фестивальным движением не менее значимым в развитии творческого коллектива является его участие в конкурсах, на которых происходит серьезная, детальная экспертиза его уровня мастерства ведущими специалистами в своих областях. Идея конкурсов-фестивалей заключается не только в соревновательности, где выявляется лучший, а соответственно есть и худший. Главная задача  заключается в том, чтобы дать объективную оценку работе участников, предложить следующий шаг развития. Только так возможно инициировать процесс развития – зафиксировать достигнутый результат и наметить следующий шаг, направление, в котором нужно двигаться, повысить мотивацию, заставить воспитанников мобилизоваться за счет азарта, вызванного соревнованием, в усилении всех видов деятельности: учебной, репетиционной, постановочной, всех организационных аспектов. Педагоги системы дополнительного образования должны осознавать социокультурные изменения, которые происходят в глобальном мире. С одной стороны, отмечается повышение уровня этнического самосознания, интереса к языку, народным традициям, культуре, с другой - огромные массы людей мигрируют по экономическим, политическим и социальным причинам, переживая состояния дезадаптации.[3] Остро стоящая проблема формирования толерантности может быть решена не иначе, как через знакомство на практике с ценностями других национальных культур, с их обычаями, традициями и художественным творчеством. Следовательно,  не смотря сложности на данном  этапе социально-экономического развития нашей страны, проведение фестивалей  и конкурсов, имеет огромное значение, поскольку нет более важной задачи, чем забота о детях и подростках, их духовном развитии и создании максимально благоприятных условий для этого.

Литература:

1. Апенова Д.И. Воспитание толерантности детей школьного возраста в межнациональном общении.: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – С. 15 – 18.

2. Боголюбская М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. – М., 1982.

3. Быков А.К. Психолого-педагогический практикум. – М: Сфера, 2006. – 128 с.

4. Муртазаева Р.М. Культурологический подход к воспитанию толерантности в межнациональных отношениях в процессе социально-педагогической деятельности: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – С. 206 – 209.

5. Ожегов С.И., Шведкова Н.Ю Толковый словарь русского языка – М.: Аз; Издание 3-е, 1996. – 928 с.

6. Чивилёв А. А. Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 518-520.