Слайд 3 Слайд 4 Слайд 1 Слайд 2

 

"Моя работа с нуля"

"Моя работа с нуля"

Белова Лариса Петровна,

преподаватель - хореограф
 
Атлашевский ДТ МБУ "

Централизованная Клубная Система" 

Чебоксаркий район Чувашская Республика
 
 
 
 
 
"Моя работа с нуля"

Я, Белова Лариса Петровна, преподаватель высшей категории по дисциплинам хореографии, проработала более 25 лет в ДШИ, вела гимнастику в фитнес центрах. Мои воспитанники всегда являлись лауреатами, дипломантами и победителями всероссийских и международных конкурсов и фестивалей во всех номинациях танцевального искусства. Есть выпускники, которые учатся и закончили учиться  в вузах и училищах культуры по нашему профилю. Случилось в моей жизни так, что из - за двух инсультов моей мамы, мне пришлось «все бросить»  (работу, дом, друзей) И начать все с нуля.  Есть еще в запасе и силы и возможности, поэтому в настоящее время работаю в Атлашевском ДТ, хореограф - руководитель танцевальных коллективов.

 Немного  о том, как мне пришлось поменять привычную  систему преподавания в ДШИ на незнакомую, но все-таки творческую должность руководителя хореографических коллективов при ДТ. Когда я только начинала свою творческую деятельность в Атлашевском ДТ, я не знала всех «подводных камней» в работе с детскими  коллективами.

В поиске педагогических приемов по улучшению работоспособности участников на занятиях и выступлениях, я выработала  некоторые правила в работе, чтобы, как говорится, иметь максимальный успех при минимальном раскладе. Расскажу о трудностях, с которыми пришлось столкнуться  в процессе работы, как я  их решала и к каким выводам пришла.

Работа с родителями.

Для меня до сих пор не понятно, почему некоторые родители не проявляют интерес к своему ребенку, Возмущаются, когда отчетные концерты проводятся платно и много других моментов. Сто рублей жалко вынуть из кармана, чтобы посмотреть на весь концерт хореографических коллективов. Вот  примерно, что они говорят: «Моя дочка танцует один танец, зачем нам платить за весь концерт, вот станцует и уйдем  домой». То есть им все равно, что там дальше и кто танцует  на таком важном отчетном концерте. Честно говоря, я была в шоке от такого мнения, и это говорят родители, у которых есть образование и статус в обществе. При всем том, что занятия бесплатные. Никто не поинтересовался, откуда берутся сценические костюмы, нужна ли помощь руководителю сшить или подготовить эти костюмы. Была не готова к тому, что родители просто не понимают, сколько  хореография требует  физических, моральных и материальных сил и затрат. Это должен «делать»  по их разумению руководитель? О, ужас!!!  На счет костюмов - целая непонятная история. Вообще нужно разговаривать, объяснять и разъяснять всем и каждому отдельно, как должна работать система хореографических коллективов, в том числе и заказы костюмов. Это минимум, что могут сделать родители для поддержки своего ребенка, участвующего в хореографическом коллективе.  Работа  с родителями конечно важна, как и  работа с детьми, ведь родители «стоят за спиной ребенка», это единственная и самая главная инстанция, куда мы - руководители  будем  обращаться, если с ребенком возникнут проблемы. Речь не идет о родителях, которые спят и видят своих детей великими танцовщиками. Что делать, если сами родители являются проблемными?  Ведь бывает и так, что ребенок посещает занятия без пропусков, старается изо всех сил, у него есть результаты, а родители не хотят это видеть, на концерты к ребенку не ходят, не интересуются каждодневными результатами и т.д  Игнорируют мои просьбы о подготовке ребенка к концерту, телефонные звонки и вообще всячески  подчеркивают, что «танцульки эти ваши мне поперек горла, лучше бы ребенок за уроками больше сидел», потому что хореография относится к дополнительному образованию, а не к общему. Родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей, но это проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия — огромная ошибка со стороны родителей.. Детям необходимо, чтобы в них верили родители, тогда  их вера в себя и самооценка будут неуклонно расти. Тут нет единого плана действий, если у руководителя, педагога хватает сил и терпения  не бросать попыток достучаться до таких родителей, то  пытаться стоит, ради ребенка, чтобы потом не было безумно жаль, когда родители заберут ребенка из коллектива, чтобы он «зря не тратил время», особенно, если ребенок талантлив.… По этому поводу хочется к вам обратиться.

 ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! 

  Как бы молод или наоборот немолод был ваш тренер или руководитель по    хореографии , не позволяйте себе никакого неуважительного отношения к нему, в том числе и фамильярности. 

1. Тренер хоть и молод, но уже ПРОФЕССИОНАЛ! а если немолод - тем более, делайте выводы.
2. Он руководитель, а значит - ГЛАВНЫЙ и вы должны доверять ему и его политики развития коллектива, изучить устав занятий, активно  участвовать и помогать  в  творческой жизни своего ребенка.
3. Он работает с вашими детьми, а значит, уже заслуживает уважения т.к. это ой какая не простая работа. 
4. И ещё очень важный момент - как относитесь к тренеру вы, так относится к нему и ваш ребёнок.
5. У вас всегда есть право выбора клуба, школы и тренера, так УВАЖАЙТЕ СВОЙ ВЫБОР!
Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. .

Неформальные лидеры. Следующее правило: направлять энергию неформальных лидеров в нужное русло, чтобы они своими  конфликтами за главенство не разбили коллектив на несколько группировок. Стоит довести до сведения детей, кто главный лидер в коллективе — это руководитель, а дети   являются единомышленниками и помощниками в делах и все вместе являются «винтиками в единой машине» и если какой-то винтик сломался — машина не будет хорошо работать. Следует поручить неформальным лидерам разные виды деятельности в помощь педагогу-руководителю. Тогда энергия таких детей будет перенаправлена в нужное русло, потому что  зачастую неформалы пытаются подчинить себе и самого главного—руководителя,  вплоть до того, что из любопытства «а что будет? «попытаться уронить его авторитет. У меня была в ДШИ  ( где я раньше работала)  девочка, которая являлась таким неформальным лидером, она была красивой, из обеспеченной семьи, образованной и талантливой в смысле хореографии, дети просто смотрели ей в рот. Беда была в том, что у нее  такой характер: она была человеком настроения: если есть настроение, то будет работать в поте лица, если нет, то сама не будет работать на занятии и другим не даст, а если попытаешься ее урезонить, то вступит в открытую конфронтацию с педагогом. Более того,  с ее стороны были угрозы относительно других детей, которых она невзлюбила, и эти дети намеревались покинуть коллектив из-за нее, так как не могли выносить издевательских реплик с ее стороны.  Приходилось проводить собрания среди детей и обозначать проблемы дисциплины на уроке, отношений между членами коллектива, проводить индивидуальные  беседы, звонить родителям, короче, воспитывать. Это не школа, где ребенок обязан посещать занятия (да и школу можно поменять!), это дополнительное образование, которое ребенок может бросить в любой момент и не отчитываться почему! Группа чуть не развалилась из-за плохого микроклимата, усилия были потрачены немалые, чтобы все привести в порядок. Я сделала вывод, что неформальный лидер  может изнутри разрушать устои и правила организации и вносить негатив в социально-психологический климат. Этот опыт многое мне дал, и честно сказать, я пришла к выводу, что иногда стоит поставить на чашу весов: коллектив или один человек, разрушающий этот коллектив. Мне повезло, и общими усилиями мы смогли убедить героиню этого рассказа изменить свою точку зрения на отношения среди участников коллектива, а могло все сложиться по-другому. Я рада, что не пришлось идти на крайние меры — просить родителей забрать ребенка из коллектива. Сдружить абсолютно разных людей, направить их мысли в одном направлении — задачка еще та, особенно когда  встречаются 2-3 ребенка с лидерскими позициями в одной группе, на это требуется время, главное — чтобы каждый ребенок  чувствовал себя нужным, какую бы позицию в группе он не занимал. В хореографии это просто, ведь танцы — это честный труд, все на виду: либо ты умеешь делать это, либо не умеешь! Если не умеешь — поможем, научим, подскажем, если умеешь — молодец! Я завела традицию в коллективе сопровождать аплодисментами каждый получившийся танцевальный элемент, хвалить,  чтобы любой ребенок мог ощутить искреннюю поддержку  в коллективе и общую радость за него. Было так, что у ребенка  целых 2 года что-то не получалось, и когда, наконец-то, он достиг результата — это был просто фейерверк аплодисментов и улыбок. Главное – это не то, из какой  семьи ребенок, худенький он или упитанный не в меру,  какой  национальности, кто его родители и т.д., а главное – умеет ли он  танцевать, и это единственное, что важно, потому что мы — одно дело. Это опыт из прошлых дней. А сейчас …

Хочу ознакомить с Уставом  хореографических коллективов        

Устав хореографических коллективов  Атлашевского ДТ
 

1. Хореографические коллективы Атлашевского  ДТ образованы с целью обучения хореографии, а также для демонстрации своих успехов на сцене ДТ и за ее пределами.

2. Обязательным условием танцевального коллектива является участие в конкурсах районных, республиканских, всероссийских  и международных уровней. Для этого необходимо трудиться, как положено в хореографических студиях (посещать все дисциплины по хореографии, работать как отдельный исполнитель, так и в ансамбле)
2. Получить практические и теоретические знания по хореографическому искусству танца. Для получения хореографического образования необходимо посещать занятия без пропусков, иметь соответствующую одежду, обувь. 
3. Каждый учащийся студии имеет право участвовать во всех мероприятиях в составе коллектива ,а также принимать участие в любых мероприятиях, не относящихся к деятельности хореографического коллектива, и показывать свои умения, приобретенные в студии, Например: Быть ведущими мероприятия, быть солисткой в ансамбле, участвовать в других шоу программах и т.д. если учащийся не нарушает при этом репетиционный и концертный график

4 . Все участники коллектива обязаны поддерживать миролюбивое отношение друг к другу, проявлять толерантность, взаимоуважение, взаимопомощь, поддерживать положительный микроклимат в коллективе, и в хореографической деятельности не должны ставить интересы коллектива ниже своих собственных интересов. 
5.  Все участники ансамбля должны оказывать посильную помощь в организации и подготовке к выступлениям, бережно относится к имуществу ДТ (костюмам и аксессуарам, оформлению сцены). 
6.  В срок самостоятельно готовить костюм к выступлению или привлекать помощь родителей: пришивание украшений вручную, глажка, стирка, ремонт; возвращать костюм в целости и сохранности, в опрятном виде, а также отвечать за сохранность костюма, реквизита и аксессуаров к танцу непосредственно во время выступлений и транспортировки к месту (от места) выступления. И все это независимо от того, что вы вкладывали свои денежные средства на приобретение сценических костюмов. 
7.  Все участники коллектива обязаны принимать посильное участие в выступлениях, планируя свой личный график с учетом репетиционной и концертной деятельности. Планируя за ранее и летние каникулы. Некоторые мероприятия конкурсы выпадают именно на летнее время. 
8. Приветствуются конструктивные предложения по содержанию Устава, которые рассматриваются на общем собрании коллектива. Спорные вопросы обсуждаются голосованием всех членов коллектива или группы. 
9.  Все участники коллектива имеют право: 
— открыто высказывать своё мнение по любому вопросу.
--  выдвигать собственные творческие идеи и предложения по любым вопросам касающихся организации работы хореографического коллектива, композиций танцев, комбинаций движений, сюжетов. 
—  руководитель имеет право назначить индивидуальное занятие по собственной инициативе или в связи с необходимостью. 
10. Все участники коллектива должны поддерживать и главное не подводить друг друга на мероприятиях ДТ и конкурсах различного уровня. (Условия конкурса оговорены в Положении о конкурсе) 
11. ВНИМАНИЕ!!! Каждый год совместно с родителями обновлять сценические костюмы коллектива, тем более образовательный процесс является бесплатным. 
Положение о внутреннем конкурсе среди участников коллектива: 
12.1.  Все участники группы добровольно принимают участие в конкурсах для повышения хореографических данных и стимулирования активной творческой деятельности. Повышения культуры подачи танцевальных композиций  (внешний вид танцора, артистичность, костюм, музыка, подача танца на сцене, техника исполнения композиции), добросовестность исполнения заданий на занятиях и отсутствие нарушений дисциплины, личная успеваемость в, отсутствие пропусков репетиций и опозданий, количество и качество выступлений в мероприятиях в составе хореографического коллектива и т.д.

12.2. Уважительной причиной отсутствия на уроке считается болезнь, во время которой ученик не посещает занятия хореографией, либо, по личной просьбе родителей -- звонок, записка. Все остальные причины отсутствия на занятии считаются неуважительными, кроме отсутствия учащегося ( или его опоздания ) на  занятие по причине его учебной деятельности в школе либо его участия в очень важных для ученика мероприятиях, например, в олимпиадах или  в научно-практической конференции, если репетиционное время совпадает с данным мероприятием. Допустима личная просьба родителей  освободить ребенка от занятий по семейным причинам (похороны, свадьба, медицинское обследование).

12.3. В конце учебного успех каждого участника  (обычно на отчетном концерте) выявляется победители конкурса, вручаются грамоты  и   ценные призы  в присутствии   родителей, приглашенных гостей, представителей администрации. В новостях подробно описывается конкурс или другое мероприятие с статьей и фотографиями. Все остальные участники коллектива получают сладкие призы.

Наши творческие  результаты, буквально за первый год работы с детьми и взрослым коллективом «Белара»  резко выросли.  Прекратились опоздания, дети стали меньше пропускать занятия, лучше к ним готовиться, у многих улучшились результаты учебы в школе.

Таким образом, можно сделать вывод. Начиная с декабря 2016 года и по сегодняшний день. наши занятия хореографией  воспитывают в детях такие  качества  как трудолюбие, ответственность, умение оптимально распределять  свое время и ценить чужое, умение честно оценивать свой и чужой труд, стимулирует на более активную позицию в коллективе и в жизни, на более активное самоопределение и позиционирование себя  среди окружающих, дети совершенно нормально воспринимают требования педагога всегда быть готовым к уроку, не опаздывать,  да и сами занятия проходят в энергичном темпе, дети больше стараются, потому что знают—результат за старания не замедлит  прийти, педагог всегда увидит и положительно оценит работу детей, отметит их усилия, тут же, здесь и сейчас.  есть хорошая традиция: аплодисментами поощрять хорошую работу, искренне радоваться чужим успехам, хотя, какие же они чужие, они наши, ведь на сцене мы как единый организм, особенно это радует, когда именно  самые неодаренные дети получают результаты и им аплодируют те, кто стоят в первых рядах по умениям и навыкам, имеют высокий рейтинг в коллективе.

(Надеюсь в дальнейшем) Участники взрослой группы  «Белара» настолько привыкнут к ответственности на занятиях и выступлениях, что для них станет естественным во время прийти на занятие, быть готовым работать с полной отдачей, тщательно готовиться к выступлениям любого уровня, появится  уважение к самим себе и своему делу. Станет просто не принято опаздывать или пропускать, работать спустя рукава, да и малыши не отстают, особенно после того, как стали ездить  по конкурсам и увидели на сцене работу своих конкурентов, детей из других коллективов. Есть огромные плюсы и для педагога: теперь не нужно «до посинения» воспитывать,  и тратить время на занятиях на объяснение простых истин, в плане урока — только хореография!

Надеюсь, что в дальнейшем установятся  устойчивые традиции: продолжать репетиции в каникулярное время, иначе выйдешь из ритма, потеряешь с таким трудом приобретенную после долгих летних каникул физическую форму; работать на занятиях с полной отдачей сил(все знать и уметь, чтобы была взаимозаменяемость на сцене), поддерживать в коллективе особый, теплый, душевный микроклимат, где любят и уважают каждого; уходя из коллектива по окончании занятий  оставлять о себе хорошую память и свой сольный танец; вместе отмечать праздники: Новый год, 8 марта, да  просто собираться попить чайку и пообщаться, особенно когда на зимние каникулы после сессии приезжают выпускники; вместе отмечать дни рождения  после репетиций  и окончание очередного танцевального сезона на свежем воздухе, чтобы порадоваться очередной победе и успеху. У каждого руководителя, педагога  своя методика преподавания и система требований. От их содержательности и последовательности зависит развитие и успех творчества в коллективе. Но любой опыт танцевального творчества, особенно занятия с детьми, пригодится в плане организации успешного хореографического коллектива, и не только, но и любого другого коллектива, где руководители и преподаватели открывают ребятам мир прекрасного через танец  и делают его благороднее и прекраснее. Если вы спросите меня - стоит ли отдавать ребенка на танцы - мой ответ - конечно же да! Все ваши материальные затраты и хлопоты будут компенсированы счастливым детством ваших детей.  При достаточном количестве тренировок со стороны детей и добросовестной работе педагога-хореографа - ваши дети обязательно достигнут высоких результатов на соревнованиях! Если, чувствуете, что нагрузка слишком большая — Всегда ЕСТЬ ВЫБОР, А ЕСЛИ ВЫБРАЛИ - ЗНАЧИТ ЭТО ВАШЕ. И даже если они не добьются максимальных  результатов, они будут заняты интереснейшей деятельностью и станут Людьми с хорошим эстетическим  вкусом и  желанием жить с большим  интересом! Это мое глубокое убеждение!

Хочу еще вот о чем сказать напоследок, Нет ничего хуже для хореографа, когда ему мешают работать – творить (но мне с этим также повезло — я творю) В жизни нет абсолютно ничего случайного – своими мыслями, словами, действиями и поступками мы формируем свою сегодняшнюю реальность и свое будущее. Горжусь ВСЕМИ моими коллективами - И ДЕТСКИМИ И ВЗРОСЛЫМИ, и тем, как с желанием они трудятся, развиваются и становятся одной настоящей командой! 
«Конечно, за один день нельзя изменить жизнь. Но за этот день можно изменить свои мысли и действия, которые навсегда изменят твою жизнь» 
С уважением ко всем — Команда ''БеЛарА''и ее руководитель Белова Лариса.

Наш адрес в контакте.
 

Танцевальный бизнес или как открыть танцевальную школу. Видео запись вебинара.