Слайд 1 lviv lviv Moskva Слайд 4 Слайд 3 Слайд 2

 

lviv mosk lviv

Изучение простых хлопушек в народном танце на начальном этапе обучения.

Изучение простых хлопушек в народном танце на начальном этапе обучения.
Лунин Роман Алексеевич,
преподаватель
МАОУДО ДШИ № 4
г. Томск
 
 
 
 
 
 
 
Изучение простых хлопушек в народном танце на начальном этапе обучения.

Главными задачами на начальном этапе обучения является пробуждение интереса к народной музыке, танцам, формирование запаса музыкальных впечатлений, развитие музыкально-ритмических способностей.

Музыкально-ритмические занятия на уроках народно-сценического танца,  посредством доступных  упражнений, музыкальных игр и танцев, способствуют  развитию музыкальной памяти, выразительности  и чувства ритма. Музыкальное обучение и воспитание помогает детям понять характер элементов мужского народного танца.   

Проучивание хлопушек в народном танце на первом году обучения  способствует совершенствованию и закреплению полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой, а также помогают лучше воспринимать музыкальный материал. Начиная с простых хлопков в ладошки и ударами ногой в пол, постепенно усложняя ритмический рисунок и добавляя разнообразные удары ладонью по разным частям ноги (бедру, голени, стопе) мы постепенно переходим к комбинациям хлопушек, показывая всю удаль и красоту мужского танца, тем самым развиваем координацию движений и чувство ритма, так необходимое в исполнительском мастерстве.

Формирование чувства ритма у детей – одна из важнейших задач педагога.   Значение развития ритмического слуха в музыкально-хореографическом воспитании ребенка велико.

Развитию чувства ритма и освоения ритмического рисунка способствует освоение элементов и движений, характерных для народно-сценического танца.

Мужская лексика в народно-сценическом танце отличается от женской набором характерных элементов – хлопушками и присядками, которые встречаются в различных русских танцах и составляют их основу, являясь своеобразным языком танца.

Овладение  элементами мужского народно-сценического танца дает представление о характере русского народного танца. При изучении основных элементов необходимо требовать от учащихся согласованного движения ног, рук, корпуса и головы, то есть координации движений. Координация помогает исполнителю обрести свободу ишироту движений, выразительность и манеру исполнения.

   Хлопушки являются одним из основных элементов русского народного танца. Они состоят из различного количества и разнообразных сочетаний из хлопков и ударов. Хлопок делается ладонью одной руки о ладонь другой, а удар - ладонью по голенищу, бедру или подошве и т.д. Хлопок и удар может выполняются на сильную или слабую долю такта. Таким образом, мы можем научить ребёнка различать, а в дальнейшем и применять на практике акцентирование шагов или определённых движений (остановок или поз) в танце.      

   Для более чёткого запоминания и дальнейшего изучения материала необходимоопираться на следующие правила:

  • при выполнении «хлопушек» как удар, так и хлопок должны быть сильными и четкими;
  • ладонь при этом крепкой и напряженной;
  • локти не должны быть «привязаны» к корпусу, они не прикасаются к нему.

   Хлопки могут быть фиксирующими и скользящими, одинарными, двойными и тройными, но на первом году обучения мы используем в основном фиксирующие одинарные хлопки и удары как наиболее подходящие для развития музыкально-ритмического слуха.

   Примеры самых простых хлопков и ударов:

  • Хлопок перед собой 

             Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.

 «Раз» - хлопок ладонями на уровне груди; локти отведены от корпуса и направлены в стороны-вниз.

«И» - руки раскрываются через 1-ю позицию во 2-ю.

            Движение повторяется.

  • Хлопок над головой прямыми руками

             Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.

«Раз» - поднимаем прямые руки наверх, делая хлопок ладонями над головой;

«И» - прямые руки опускаются в стороны во 2-ю позицию.

 Движение повторяется.

  • Хлопок перед собой прямыми руками

             Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.

«Раз» - прямыми руками делаем хлопок перед собой на уровне груди;

 «И» - прямые руки раскрываются в стороны во 2-ю позицию.

Движение повторяется.

  • Удар по бедру

        Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.

«Раз» - поднимаем прямые руки наверх, делая хлопок ладонями над головой;

«И» -правая нога, сгибаясь в колене поднимается вверх, правая рука, опускаясь вниз делает фиксирующий удар по правой ноге, левая рука раскрывается в сторону во 2-ю позицию;

«Два» - поднимаем прямые руки вверх через стороны, делая хлопок над головой, нога опускается в исходную позицию;

 «И» - левая нога, сгибаясь в колене поднимается вверх, левая рука, опускаясь вниз делает фиксирующий удар по левой ноге, правая рука раскрывается в сторону во 2-ю позицию;

Движение повторяется.

Данная хлопушка может исполняться как на месте, так и с продвижением вперёд или назад.

  • Два удара по бедру

        Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.

 «Раз» - поднимаем прямые руки наверх, делая хлопок ладонями над головой;

 «И» - правая нога, сгибаясь в колене, поднимается вверх, правая рука, опускаясь вниз делает фиксирующий удар по правой ноге, левая рука раскрывается в сторону во 2-ю позицию;

 «Два» - левая рука делает хлопок по правой ноге, правая рука раскрывается в сторону во 2-ю позицию.

«И» - правая  нога ставится на пол в исходную позицию,левая рука раскрывается в сторону во 2-ю позицию;

  • Хлопки по голенищу сапога

Исходное положение ног 1 позиция. Руки на 2 - ой позиции.

              «Раз» - соскок на левую ногу, правая нога сгибаясь в колене отводится в левую сторону за левую ногу, левая рука делает хлопок по голенищу сапога правой ноги, правая рука поднимается в 3-ю позицию.

              «И» - второй соскок на левую ногу, правая нога выпрямляясь отводится в правую сторону, правая рука делает удар по голенищу правой ноги, левая рука поднимается в 3-ю позицию.

              «Два» - соскок на правую ногу, леваянога сгибаясь в колене отводится в правую сторону за правую ногу, правая рука делает хлопок по голенищу сапога левой ноги, левая рука поднимается в 3-ю позицию.

              «И» - второй соскок на правую ногу, леваянога выпрямляясь отводится в левую сторону, левая рука делает удар по голенищу левой ноги, правая рука поднимается в 3-ю позицию.

               Движение повторяется

Для развития у детей понятия сильной и слабой доли в музыке проучиваем следующую хлопушку:

              Исходное положение ног 6 позиция. Руки на 2 - ой позиции.

             «Раз» - шаг правой ногой вперёд.

             «И» - хлопок ладонями на уровне груди; локти отведены от корпуса и направлены в стороны-вниз.

              «Два» - шаг левой ногой вперёд руки раскрываются через 1-ю позицию во 2-ю.

              «И» - хлопок ладонями на уровне груди; локти отведены от корпуса и направлены в стороны-вниз.

 Движение повторяется

Освоение простых хлопушекспособствуетразвитию чувства ритма и координации, ловкости, точности, быстроты в движениях. Таким образом происходит подготовка детей к более серьёзному и углубленному изучению дальнейшего танцевального материала.